Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

В помощь классным руководителям

Дата: 11 февраля 2015 в 19:53, Обновлено 10 января 2017 в 13:34
Автор: Кабова О. С.

В помощь классным руководителям 



 

         Дети стали октябрятами. На груди у них появился собственный знак отличия – октябрятская звездочка. Многие из ребят еще не могут объяснить, почему их так называют, но все стремятся участвовать в различных делах, совершать хорошие поступки, а главное – все знать. Конкретное содержание и организация работы с объединением младших школьников «октябрята» определяются Правилами октябрят. Данное методическое пособие является практической помощью педагогу-организатору, учителю начальных классов в организации интересной, целенаправленной, систематической деятельности октябрят на основе этих Правил.

В приобщении к Правилам существенную роль играет взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности детей. Не секрет, что внеклассная работа привлекает младших школьников, так как дает простор для самостоятельности, позволяет проявить активность, инициативу, найти дело по душе.

Существует много форм внеклассной работы с октябрятами. Одна из них беседа, потому что живой, откровенный разговор с октябрятами наилучшим образом помогает и усвоить, «что такое хорошо и что такое плохо». Главное назначение беседы в том, чтобы дать детям знания, сформировать представления о том, как поступать в той или иной ситуации.

Необходимо тщательно продумывать методику проведения беседы. Эффективны в воспитательном отношении те из них, которые приурочены к каким-то важным событиям, являются составной частью какого-либо творческого дела.

Материал к беседе желательно подбирать таким образом, чтобы в ходе ее чередовались различные виды деятельности педагога и ребят: рассказ, ответы на вопросы, чтение отрывков из произведений и т.д. Беседа не должна занимать много времени. Ребенку должно быть интересно, и он не должен скучать.

Следующей формой организации работы с октябрятами является сбор октябрят. Задачи сборов состоят в том, чтобы сплотить коллектив, дать каждому октябренку возможность активно участвовать в общественно полезной деятельности, научить младших школьников работать в группе, используя разделение труда. Не секрет, что детям нравятся все эти ритуалы: ходить строем, исполнять песни, кричать речевки и кричалки. Все это заставляет октябрят подтянуться, настроиться на предстоящую деятельность.

Существуют различные виды сборов: торжественный, сбор-старт, посвященный планированию; сбор-разговор, на котором обсуждаются какие-то дела октябрят или жизнь коллектива; сбор-беседа об окружающем мире; сбор-игра и т.д.

Независимо от того, какая форма или сочетание форм были выбраны для проведения сбора, важно не упустить из виду: 1) соблюдение ритуалов; 2) организацию активной деятельности октябрят, как при подготовке, так и на самом сборе (играют, рисуют, поют, обсуждают, планируют свою работу на предстоящий период, участвуют в конкурсах и т.д.); 3) обсуждение жизни и деятельности коллектива, отдельных октябрят и т.д.

Младшие школьники по своему характеру – мечтатели, фантазеры, поэтому они любят участвовать в коллективных творческих делах. Каждое такое дело строится на основе коллективной организаторской деятельности, которая предполагает совместное планирование предстоящей работы, развитие творчества и активности каждого октябренка, обсуждение сделанного в группе, отряде.

Прекрасной формой работы с октябрятами, которая способствует у них активности, трудолюбия, прилежания, являются праздники. В ходе подготовки и проведения праздника можно увидеть, как проявляются те или иные свойства личности ребенка, как у него формируются организаторские умения. Но не всякий праздник служит решению поставленных задач. Организация его требует соблюдения ряда условий: выдвижение перед ребятами перспективы; привлечение их к планированию; создание органов управления делом; игровое оформление праздника; разнообразие на нем видов деятельности детей; анализ результатов этой деятельности после праздника; содружество октябрят, пионеров и взрослых (педагогов, вожатых, родителей и т.д.).

Необходимо также стремиться к тому, чтобы содержание и форма праздника находились в единстве, соответствовали возрасту детей, чтобы праздник являлся итогом их практической деятельности, органически сочетался с другими формами работы (беседа, экскурсия, операция, путешествие и т.д.).

С октябрятами можно проводить различные праздники: тематические («Беларусь ты мая, сiнявокая!»), посвященные памятным датам (23 февраля, 8 марта, День Победы и т.д.), приуроченные к важным событиям октябрятской жизни («Сегодня лучших октябрят принимаем мы в отряд!»).

Главное не в том, какой вид праздника лучше, а в том, как он вписывается в общую систему воспитательной работы, какие задачи преследует, как удовлетворяет запросам октябрят. Праздники должны быть как бы основными «узлами» единого воспитательного процесса, потому что их удобно связать с общественно-политическими событиями в хронологическом порядке (День учителя, Новый год, 23 февраля и т.д.), с конкретными делами октябрят.

Чтобы участвовать в общественно-политической жизни нашей страны, выполнять правило «Мы отважные ребята, потому что октябрята. Как страны родной герои, жизнь свою хотим построить», октябрята должны знать, чем живет наше общество, каковы его цели и задачи. В этом им помогут «Путешествие в Книжкину страну», «Путешествие на машине времени по страницам пионерской летописи», «Путешествие в страну умельцев» и др. Игра-путешествие – это действие, романтика, творчество ребят и взрослых. Она дает возможность объединить разные виды деятельности октябрят и включает в себя поиск, труд, наблюдения, спорт, овладение навыками; знакомит октябрят с интересными людьми, с окружающей природой, приобщает к делам пионерской дружины.

Проведение игр-путешествий требует от педагога большой подготовки, которая включает: определение маршрутов; составление заданий; умение увлекать ребят и выдвигать перед ними все новые перспективы; использование знаний, навыков самих октябрят, особенно эрудитов, в разработке содержания и организации игры.

Одно из правил октябрят начинается словами: «Мы активные ребята…» Пожалуй, нет более эффективного средства в формирования активности, самодеятельности, чем интересное поручение, которое, как правило, дети выполняют с большим желание и старанием. Октябрятские поручения – это дело и ответственность. Поручение октябренку показывает, что ему доверяют, на него надеются. Оно и в самом деле дает каждому малышу почувствовать, что в его жизни что-то изменилось.

Особенно привлекает октябрят поручение в коллективной деятельности, которая способствует воспитанию активности, творчества, формированию организаторских умений и навыков. Но опыт убеждает, что приучение октябрят к выполнению поручений требует от учителя неослабного внимания к этому вопросу, определенных усилий. Дети с охотой за все берутся, хотя не всегда доводят начатое дело до конца. Как же быть? Прежде всего, надо разобраться в видах поручений и методике их использования. Возьмем чередование традиционных поручений. Некоторые из педагогов недоумевают: «А зачем чередовать поручения? Командиры звездочек хорошо справляются с работой, книголюбы тоже наловчились». Верно, и все же надо присмотреться: а может, октябрята без особого желания выполняют свои поручения, просто привыкли к ним? Попробуйте сменить их – и увидите, как снова активизируется деятельность ребят. Коллективные поручения звездочка (книголюбы, санитары, хозяева класса, природоведы, почемучки) желательно менять один раз в две недели. А как быть с командиром звездочки? Он выбирается на этот же срок или, в крайнем случае, на месяц: все октябрята должны побывать в этой роли.

Распределить поручения не так уж трудно. А как сделать, чтобы поручения не теряли воспитательной силы? Необходимо придерживаться следующих требований:

-         строго следить за чередованием традиционных поручений;

-         результаты работы октябрят постоянно обсуждать в звездочках, на общих сборах группы;

-         разработать ритуал смены поручений.

К распределению поручений можно приступать сразу после приема детей в октябрята на сборе-празднике «Тебе поручено дело». Накануне педагог проводит с октябрятами «стартовую беседу», из которой они узнают, что, став октябренком, каждый член звездочки или звездочка в целом должны выполнять поручения (командира, цветовода, санитаров и т.д.). Октябрят знакомят с содержанием поручений, предлагают подумать, кто что хочет выполнять. Через несколько дней проводится сбор. К нему под руководством педагогов готовятся все звездочки: празднично украшают зал, оформляют пригласительные билеты гостям. Для торжественного вручения пионеры готовят октябрятам знаки различия.

Праздник-сбор начинается с линейки. Октябрят приветствуют гости, которые рассказывают о своих обязанностях на работе, о поручениях, которые выполняют. Пионеры-шефы дают октябрята наказ, как выполнять поручения и вручают знаки различия. Сбор-праздник заканчивается конкурсами, играми, песнями.

Таким может быть начало. А затем в один и тот же день недели можно проводить смену поручений. Каждая звездочка на своем сборе подводит итоги работы и в день смены поручений в группе рассказывает, как ребята справились с ними (что было хорошо, что плохо, что в будущем надо сделать лучше), как надо творчески относиться к выполнению поручений (не только ухаживать за цветами, но и развести новые цветы, библиотекарям не только менять книги, но и заботиться об их сохранности, оформлять выставки).

Смену поручений всегда следует обставлять торжественно, используя ритуалы передачи знаков различия и т.д. Все это активизирует дальнейшую деятельность детей.

С коллективными поручениями тесно связаны временные индивидуальные поручения октябрятам, но эти поручения, как показывают наблюдения, редко используются в практике работы, оттого что некоторые педагоги следуют принципу: быстрее и лучше сделаю сам. А раз нет коллективной организаторской деятельности, которая предполагает участие каждого ученика в каком-либо практическом деле, то нет и необходимости в подборе поручений.

Организация постоянной, целенаправленной деятельности каждого ребенка через систему поручений требует от педагога определенных знаний, особого подхода. Исходя из опыта работы, можно посоветовать педагогу следующее:

-         не давайте ребенку поручение, если оно ему не по душе, если у него нет пока данных, чтобы его выполнить;

-         избегайте давать одни и те же поручения одному ученику (к примеру, оформлять пригласительные билеты к праздникам тому, кто хорошо рисует), пусть каждый из октябрят пробует свои силы в различных видах деятельности;

-         учите детей творчески относиться к делу, тогда любое поручение они будут выполнять с интересом;

-         выполнение поручений всегда контролируйте сами или поручайте пионерам-шефам, командиру звездочки и т.д.

-         постоянно усложняйте поручения отдельным детям, сводным микроколлективам. С этой целью ведите учет: когда, кем, какие поручения выполнялись за тот или иной период времени. Хорошо, если такой учет ведут вожатые звездочек.

Непреложным условием организации октябрятской деятельности является ее игровое оформление. Так, праздник 8 марта лучше провести в виде «Путешествия по профессиям мам», День космонавтики отметить «Полетом в космос». Помимо этого, с октябрятами следует проводить коллективные игры в группе, в звездочках. Подбирать игры надо таким образом, чтобы они способствовали формированию определенных нравственных отношений между ребятами; воспитывали активность, чувство дружбы и товарищества, смелость, ловкость, развивали организаторские умения и навыки; учили руководить и подчиняться. К примеру, игра «Кто меткий?». Условия: каждый бросает стрелу в цель пять раз. Нужно набрать десять очков. Некоторые ребята набирают нужное число очков, не использовав всех бросков. Они могут либо продолжить игру, либо уступить право броска кому-либо из товарищей (одному, двум), кто не сумел набрать нужную сумму очков. В этой игре проявляется забота друг о друге, желание помочь в трудную минуту, чувство коллективизма, т.е. моральные качества, формирование которых предусмотрено Правилами октябрят.

Игры бывают разные: подвижные, творческие, игры-путешествия и т.д. Особое место в жизни октябрят занимают творческие игры, которые происходят в воображаемой обстановке, не подчиняются заранее заготовленным правилам. Эти игры обладают большим познавательным зарядом. В ходе их расширяются представления детей об окружающем мире. Зачастую такие игры создаются самими октябрятами. Вот как готовилась и проходила игра «Юный космонавт» во втором классе. В подготовительный период вожатые-пионеры читали с октябрятами книги о космосе, что способствовало развитию познавательного интереса малышей. Кроме того, они готовились к выполнению упражнений на выносливость, силу, ловкость. К викторине «Космонавтом хочешь стать, надо много-много знать» выполняли задания по русскому языку, математике, чтению и т.д.

В начале игры командир отряда космонавтов предложил октябрятам отправиться в путешествие, зачитал приказ о формировании звездолета, ознакомил с законами космонавтов. Перед стартом каждый экипаж должен был пройти два обязательных этапа, чтобы получить допуск к полету. Это «Тренировка» (выполнение различных физических упражнений) и викторина «Космонавтом хочешь стать, надо много-много знать». После подведения предстартовых результатов были объявлены победители, которых наградили значком «Космонавт». Октябрята исполнили песни о космосе, прочитали стихи.

В работе ребята привлекаются к игровой деятельности по двум направлениям: 1) проведение простых кратковременных и сложных игр (ролевых, игр-путешествий), 2) создание и разработка новых игр. Второй путь особенно эффективен в воспитательном отношении. Желание ребенка предложить одноклассникам новую игру (придуманную самим или найденную в книге, журнале) активизирует его деятельность, заставляет глубже вникать в содержание игр, которые предлагают педагог, вожатые, одноклассники.

В классе появилась «Копилка игр». В специальный ящик вставляется карточка с названием игры, кратким ее описанием, указанием фамилии того, кто ее создал или предложил, месяца и года ее появления. Прежде чем занести в копилку игру, ее совершенствует весь коллектив: она проводится во всех звездочках, устанавливаются новые правила, обсуждается, где ее можно провести вне класса и т.д.

С игрой тесно связана такая форма работы с октябрятами, как конкурс. По сути дела это тоже игра. Конкурсы занимают большое место в жизни октябрят. Трудно представить себе хоть один праздник, сбор, путешествие, даже беседу без веселого конкурса на эрудицию, фантазию, смекалку, ловкость.

Конкурсы, как правило, являются этапами того или иного воспитательного занятия – коллективного творческого дела, сбора и т.д. Вместе с тем конкурс – это и самостоятельная форма работы. Например: КВН, «Веселые старты», «Турнир знатоков», конкурс «А ну-ка, девочки!» и т.п. Участие октябрят в подобных конкурсах способствует формированию таких свойств личности, как взаимопонимание, чувство коллективизма, дает возможность проверить умение октябрят выполнять свои Правила.

Эффективность коллективных творческих дел в виде конкурсов велика, так как они позволяют учитывать своеобразие, разносторонность и особенности детских интересов; создают необходимую обстановку для вовлечение каждого ребенка в соответствующую деятельность. Коллективные творческие дела можно использовать в организации деятельности октябрят по-разному, а именно:

-         как самостоятельную форму организации жизнедеятельности октябрят;

-         как прием, средство, цель которого – дать толчок инициативе, разнообразной деятельности октябрят;

-         как прием, средство, активизирующее деятельность октябрят, когда коллективное творческое дело является частью значительного события в жизни коллектива.

Существует множество форм работы, которые приучают детей действовать по-октябрятски, т.е. выполнять Правила октябрят. Мы не ставили целью осветить все, да это и невозможно. Пусть каждый педагог  выберет то, что придется по душе его воспитанника, и отнесется к делу творчески.



 

Первый год октябрятской деятельности

(второй класс).



 

Праздник октябрятской звездочки.

В период подготовки к празднику вожатые звездочек, педагог-организатор, учитель изучают с детьми Правила октябрят. Пионеры учат малышей ходить строем, разучивают с ними песни, танцы. Пионеры-шефы готовят к празднику творческие сюрпризы: подарки-самоделки, инсценировки из школьной жизни, поздравления.

В день проведения сбора можно организовать игру-путешествие по различным станциям (физкультурная, песенная, познавательная, игровая, театральная), после чего проводится Торжественная линейка пионерской дружины, посвященная приему в октябрята. На ней пионеры прикалывают октябрятам октябрятские звездочки, поздравляют со вступлением в дружную семью Белорусской республиканской пионерской организации, вручают подготовленные подарки. С ответным словом к пионерам, родителям, педагогам обращаются октябрята.

Так как октябрята являются членами БРПО, они перед торжественным моментом прикалывания октябрятских звездочек могут дать обещание (клятву).

Мы, второклассники, вступая в ряды октябрят Белорусской республиканской пионерской организации, обещаем своей учебой, дружбой и хорошими делами оправдать доверие старших. Обещаем заслужить право стать пионерами.

Сбор распределения октябрятских поручений.

Форму и методы проведения этого сбора смотри выше (в первой части пособия).



 

Путешествие по городу Октябрятску.

Организаторы – пионеры-шефы. Главная цель путешествия в том, чтобы дети поняли, кто такие октябрята, как октябрята старших групп участвуют в улучшении окружающей жизни, какое участие в посильных делах примут октябрята теперь, после праздника октябрятской звездочки. Это путешествие – своеобразный старт мечтам, фантазии ребят – включает маршруты:

1)                 «Октябрятский привал» - учитель или педагог-организатор проводят беседу о том, кто такие октябрята и пионеры.

2)                 «В гости к старшим друзьям» - старшие октябрята знакомят ребят с тем, чем они занимаются, какие обязанности выполняют; разучивают песни, стихи, устраивают игры.

3)                 Конкурс «Наших правил ровно пять…» - вместе с октябрятами вожатые вспоминают их Правила, дружно их повторяют, выясняют смысл каждого из Правил.



 

Сбор-праздник «Тебе поручено дело»

Педагог-организатор или пионеры-шефы проводят «стартовую беседу», из которой дети узнают, что, став октябрятами, они объединяются по звездочкам, и будут выполнять какое-либо поручение: санитаров, цветоводов, библиотекарей, хозяйственников и т.п. Детей знакомят с содержанием каждого поручения, предлагают подумать, кто чем хочет заниматься.

Через несколько дней проводится сбор. К сбору вместе с пионерами готовятся все звездочки: празднично украшают зал, оформляют пригласительные билеты для гостей, готовят им подарки-самоделки.

Сбор-праздник начинается торжественно под звуки сигнала «Слушайте все!». Ребят приветствуют гости. Некоторые из них кратко рассказывают о своих обязанностях на работе. Пионеры-шефы под звуки музыки вручают октябрятам знаки различия, памятки по выполнению поручения. При смене поручений ребята будут обмениваться ими.

Сбор-праздник заканчивается аттракционами, играми, состязаниями.

Игра «Мы умеем делать сами»

Игра проводится в течение 2-3 недель под девизами:

«Научись сам». Пионеры-шефы обучают октябрят различным трудовым умениям: пришить пуговицу, правильно сложить одежду, почистить обувь, полить цветы и др.;

«Экзамен на мастерство». Пионеры-шефы устраивают между звездочками своеобразный смотр-конкурс, чтобы убедиться, как октябрята справились с первым этапом игры;

«Научился сам – научи других». Детям дается задание обучить некоторым трудовым умением своих младших братьев, сестер, а при встрече с ребятами из детского сада продемонстрировать свое мастерство (вырезать из бумаги куклу с одеждой, сшить зверюшку из материи и т.п.) и подарить им самодельные игрушки.



 

Игра-путешествие «Кто для нас трудится?».

Проводится в несколько этапов. Перед началом игры в беседе с октябрятами говорится о людях, которые трудятся вокруг нас: о работе почтальона, врача, продавца, сапожника; о людях, которые умеют красиво работать.

Дается задание: собрать материал о людях различных профессий. Всем звездочкам под руководством вожатых общими усилиями оформить альбом «Кем быть?».

Следующий этап игры – путешествия-экскурсии октябрят на предприятия.

Примерно через неделю звездочкам предлагается участвовать в конкурсе рисунков на тему «Труд людей вокруг нас».

 Беседа «Октябрята – правдивые ребята».

Учитель предлагает детям вспомнить правило октябрят, в котором говорится о честности, правдивости. Раскрывает сущность понятия «правдивость» (не обманывать, всегда уметь держать свое слово, работать на совесть, бороться против нечестности).

Вожатый читает рассказ С. Баруздина «За обедом». Выясняется, когда Светлана, разбившая тарелку, поступила плохо, когда хорошо. Обсуждаются различные ситуации из жизни октябрят класса (фамилия не указываются).



 

Праздник игры и игрушки.

Перед праздником объявляется конкурс на изготовление самых веселых игрушек, которые будут подарены воспитанникам детского сада. По заданию «совета дела» под руководством вожатых каждая звездочка готовит к празднику инсценировку отрывка из сказки или игру; разучивает песни, стихи, танцы, шуточные приветствия.

Работает «Мастерская самоделкиных», где изготавливаются костюмы, украшения для зала и другие атрибуты.



 

Путешествие «В мир сказки».

Цель: воспитывать на примере сказочных героев доброту, правдивость, честность. Путешествие длится 4-5 дней.

Вожатые читают с октябрятами сказки, в которых побеждает добро, правда («Беляночка и Розочка», «Красная шапочка», «Госпожа Метелица» и др.).

Пионеры вместе с октябрятами показывают сценки из сказок, вожатые знакомят октябрят со сборниками сказок.

В заключении путешествия конкурс рисунков на тему «Моя любимая сказка». На конкурс представляются рисунки к сказкам, где побеждает дружба, справедливость.



 

Конкурс «Веселые старты».

Проводится по типу «Спортландии» и включает в себя «Бой петухов», «Эстафету с мешками», «Бег с обручами» и т.п. Участвуя в конкурсах, октябрята проявляют находчивость, сообразительность, смекалку, а также действуют по принципу, который выражен в девизе конкурса: «Мы веселые ребята, веселее всех. Ведь недаром наш товарищ – это звонкий смех».



 

Час загадок.

Каждая звездочка готовит к конкурсу по десять загадок. Звездочки выбывают из игры по методу исключения (сначала соревнуются по две звездочки друг с другом, затем те, что одержали победу и т.д.). Победительницей становится та звездочка, которая отгадала больше загадок. При подготовке к конкурсу каждой звездочке можно дать тему, по которой она будет подбирать загадки: о труде, о животных и растениях, о явлениях природы.



 

Сбор «И наш труд вливается в труд нашей Республики!».

Каждая звездочка рапортует о том, что сделано ею полезного для класса, школы, города. Демонстрируются выпущенные за год (под руководством шефов) газеты о самых значительных событиях, дневники, альбомы. Идет разговор о том, что каждый человек должен трудиться. Основной труд октябрят – учеба. На сборе принимается решение провести операцию «Трудовичок» (трудовые задания даются звездочкам на основе разведки полезных дел).

Сбор заканчивается конкурсами, в которых октябрята показывают свое мастерство, трудовые умения.



 

Второй год октябрятской деятельности

(третий класс).



 

Сборы звездочек и пионерских звеньев «Дела октябрятские и пионерские».

Это совместные сборы октябрят и их друзей-шефов. На них идет задушевный разговор-отчет о том, что полезного сделали и младшие и старшие летом для своей школы, дома, страны.



 

Сбор октябрятской группы «Правила нашей жизни».

Большое значение имеет его тщательная подготовка. Перед сбором дети вместе с вожатыми читают рассказы об октябрятских делах, о том, как надо выполнять Правила октябрят, знакомятся с Законами пионеров.

Сбор начинается с традиционной линейки, а потом проводится в форме путешествия по городу Октябрятску с заездом на станции «Угадайка», «Маленькие умельцы», «Поиграйка», «Отважные» и др. На них пионеры-шефы организуют различные конкурсы, участвуя в которых дети показывают, как они умеют выполнять Правила октябрят.

В конце сбора подводятся итоги октябрятской деятельности за истекший период. Отмечается умение октябрят выполнять Правила, что является своеобразной подготовкой к вступлению в пионеры. Дается старт новым делам: начать изучение истории пионерской организации, прочитать книги о пионерах-героях.



 

Путешествие на «пионерской машине времени» по маршруту «Страницы пионерской летописи».

Старт этому путешествию был дан на сборе группы «Правила нашей жизни», когда было решено начать изучение истории пионерской организации. В рамках путешествия для октябрят раскрываются страницы пионерской летописи. Вожатые знакомят октябрят с пионерскими символами и атрибутами – барабаном, горном, пионерским значком, галстуком, салютом.



 

Сбор октябрятской группы «Моё и наше».

Начинается сбор с откровенного разговора о том, как беречь школьные принадлежности, воду, электроэнергию, хлеб. Проводится конкурс «Учись считать» (к примеру, предлагается такая задача: «Из крана течет маленькая струйка воды, за сутки выльется без пользы сорок ведер воды. Сколько можно сэкономить воды за двое, трое суток, за неделю?»). Принимается решение: содержать в образцовом порядке школьную мебель и принадлежности, дома следить за тем, чтобы зря не горели лампочки, не вытекала без надобности вода.



 

Путешествие в «Страну умельцев».

За несколько дней до путешествия с октябрятами проводится беседа, во время которой они знакомятся с новыми профессиями. Дети узнают, что к некоторым из них можно уже готовиться со школьной скамьи в различных кружках.

Пионеры-шефы, которые занимаются в кружках, оформляют выставку своего творчества. После знакомства с нею октябрята отправляются на экскурсию в школьные кружки.

Заключительный этап путешествия проводится через несколько дней. Продолжается разговор о таких профессиях, как строитель, повар, продавец, парикмахер. На поезде «Трудолюбие» в течение недели совершаются экскурсии на станции: «Строительная», «Станция красоты», «Аптечная», «Заводская». На каждой из них октябрята, по возможности, встречаются с представителями данной профессии. В ходе путешествия объявляется конкурс рисунков «Все работы хороши».



 

Рассказ-эстафета «Наши помощники».

Эстафету начинает учитель беседой с детьми о том, какие инструменты они знают, для чего нужны эти инструменты, почему их называют «наши помощники», как следует с ними обращаться. Октябрятам дается задание прочитать книгу А.М. Маркуши «Про молоток, клещи и другие нужные вещи».

Затем эстафета передается пионерам-шефам, которые проводят с октябрятами экскурсию в школьные слесарные мастерские, в кабинет трудового обучения.

Заключительный этап рассказа-эстафеты предоставлен октябрятам. Каждая звездочка с помощью вожатых ведет рассказ о различных инструментах: пиле, рубанке, ножницах, иголке и др. (рассказ в стихотворной форме, инструмент изображается на плакате или кто-нибудь из ребят представляет этот инструмент в специально сделанном костюме). Проводится конкурс загадок, пословиц, поговорок.



 

Сбор-разговор «Как мы дружим?»

Цель: выяснить с октябрятами, в чем состоит красота, ценность дружбы, каково ее значение в жизни человека; прививать чувство дружбы, товарищества; показать, чо дружба между людьми строится на честности, правдивости, доверии, общности интересов. Сбор проходит по этапам:

1)                 «Дружат дети всей планеты». Под руководством вожатых каждая звездочка готовит рассказы о жизни своих сверстников в разных странах.

2)                 «В дружбе наша сила». Выясняется, кого можно считать хорошим другом. Дается задание подумать, кто из октябрят поступает по-товарищески; привести примеры настоящей дружбы.

3)                 Защита сочинений «Мой друг». Каждый из октябрят пишет сочинение и на сборе звездочки рассказывает, почему он считает нужным сказать такие слова о друге.

Кинофестиваль под девизом «Добро побеждает зло».

Проводится в течение нескольких дней. Цель: на примере героев сказок воспитывать у октябрят доброту, товарищество, честность.

В первые дни октябрята смотрят мультфильмы: «Марья-искусница», «Морозко», «Конек-Горбунок», «Приключения Чиполлино» и др. Один день можно посвятить просмотру художественного фильма на данную тему.

Затем можно провести коллективное творческое дело «Наш мультфильм». Октябрятам дается задание создать мультфильм на тему «Добро побеждает зло». Под руководством вожатых в каждой звездочке распределяются поручения: сценарист, режиссер, художник, ответственный за озвучивание. С помощью рисунков (путем наложения кадров) создается мультфильм, который затем озвучивается с помощью стихотворений, песен. Все звездочки работают изолированно друг от друга. При подведении итогов режиссер рабочей бригады (звездочки) представляет мультфильм.

И завершает кинофестиваль конкурс «Кто много читает, тот много знает». Условие конкурса: по отрывкам из мультфильмов звездочка должна узнать и назвать больше сказок. Демонстрируются отрывки из фильмов: «Маугли», «Приключения Буратино», «Приключения Чиполлино», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Золушка», «Кот в сапогах» и др.



 

Устный журнал «Смешинка».

Готовят октябрята и вожатые. Состоит из коротких страничек, содержание которых заранее продумывает каждая звездочка (или сводный микроколлектив по интересам) в секрете от других. Названия страничек самые разные: «Сказка», «Сатирическая» (сценки из жизни класса), «Пантомима», «Стихотворная» (сочиняют сами дети), «Дружеские шаржи». Содержание страниц, их число зависит от уровня подготовки детей, от их возможности.



 

Вечер (сбор) веселых задач.

Участники, объединенные в группы, выполняют творческие задания и по очереди выступают со своими решениями-экспромтами. В игровую сюиту могут входить: эстафета веселых задач, кольцовка песен и т.д. Например, задание для эстафеты веселых задач: 1) сочинить стихотворение по рифмованным словам (буриме): порою – горою, толкает – мечтает; 2) сочинить рассказ по заданному началу; 3) сделать инсценировку песни и т.п.

В сборе могут участвовать и взрослые – шефы, родители.



 

Третий год октябрятской деятельности

(четвертый класс).



 

Беседа «Учение и труд рядом живут».

Ведется разговор о том, что труд имеет огромное значение для каждого человека и общества. Каждый человек на земле от мала до велика должен трудиться. Взрослые – на заводах, в учреждениях, на земле, а дети – в школе. Причем они не только учатся, но и занимаются самообслуживанием, общественно полезным трудом.

Труд на современных предприятиях требует от человека знаний, которые, прежде всего он получает в школе. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний не сможешь.

Затем учитель кратко знакомит октябрят с тем, какие интересные темы, вопросы они будут изучать в учебном году, что нового узнают.



 

Операция «Живи, книга!»

Проходит в несколько этапов:

1)                 Беседа «Откуда пришла книга?». Дети узнают, что бумагу, картон получают из деревьев. Сохранить от вырубки одно дерево могут примерно 60 кг собранной макулатуры. А выращивать дерево надо 50-80 лет. Завершает беседу разговор о бережном отношении к учебника и школьным принадлежностям.

2)                 Экскурсия в детские библиотеки. Работники знакомят октябрят с работой библиотеки, говорят о необходимости бережного отношения к книге.

3)                 Операция «Книжкина больница». Дети получают письмо от книголюбов с просьбой починить старые книги. Создаются бригады по ремонту книг.

4)                 Праздник «Книжкины именины»



 

Операция «Забота».

Вместе с пионерами-шефами октябрята оказывают посильную помощь ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, престарелым людям (покупают продукты, приносят из аптеки лекарства, помогают по хозяйству и т.д.).



 

Новогодний праздник.

Октябрята узнают, какими успехами встречают их пионеры-шефы, вожатые. Вожатые организуют работу цехов («Игрушечный», «Подарочный» и т.п.). Пионеры-затейники готовят к празднику веселые конкурсы, аттракционы, игры. Вожатые дают задания октябрятам выучить стихи, подготовить маленькие подарки-сюрпризы родным.

Праздник проводят Дед Мороз и Снегурочка с несколькими октябрятскими группами.



 

Спортландия.

Ее девиз – «Дружба превыше всего». Цель: развивать чувство дружбы, коллективизма, выполнять правила честной игры, помогать товарищу.

Октябрята участвуют в различных конкурсах (смотри специальную литературу).



 

Конкурс на лучшего затейника.

Первоначально конкурс проводится в звездочках. Каждый октябренок под руководством вожатых готовит игру, которую проводит в звездочке. Затем победившие в звездочках соревнуются в октябрятской группе. Победитель конкурса организует веселую игру с ребятами младших классов.



 

Игра «Зарничка».

В ходе ее дети приобретают военно-спортивные навыки, развивают ловкость, смелость, отвагу, учатся ориентироваться на местности. Подготовка начинается примерно за 2-3 недели до игры. Группа разбивается на две армии. Если участвует две октябрятские группы или больше каждая из них становится армией.

В армии выбирают командира, комиссара, в зависимости от числа 2-3 разведчика, 2-3 сапера, минера, санитара, 2-3 повара, 2-3 редактора. Команды готовят форму, под руководством вожатых разрабатываю эмблему.

Каждая группа участников игры готовит санитарные сумки, гранаты, стрелы и т.п. (обязанности и сроки определяются командиром и комиссаром).

Пионеры-шефы за два дня до игры подбирают место для проведения каждого из ее этапов, готовят необходимое оборудование.

На каждом из этапов проводятся конкурсы: конкурс командиров, разведчиков, минеров, санитаров, эстафета. Судьи – пионеры-шефы. Победители награждаются на заключительной линейке.



 

Беседа «От правил октябрят к Законам пионеров».

Вожатый ведет с октябрятами разговор о том, что каждый человек живет по определенным законам. В Конституции Республики Беларусь определены основные права и обязанности наших граждан: право на труд, на отдых, на учебу, на охрану здоровья. Но каждый человек кроме прав имеет и определенные обязанности.

Дети вспоминают Правила октябрят, произносят их хором.

Вожатые-пионеры знакомят их со своими Законами, рассказывают, как они их выполняют. Выясняется, в чем сходство требований Правил октябрят и Законов пионеров.

Проводится откровенный разговор в звездочках о том, как октябрята готовятся к вступлению в пионеры, как они учатся, добросовестно ли выполняют поручения.



 

Путешествие к городу Пионерску.

Проводится в течение трех-четырех недель и как бы подводит итоги всей предшествующей работы, проверяет готовность октябрят к вступлению в пионеры. При подготовке путешествия октябрятам дается максимум самостоятельности. Маршруты путешествия самые разнообразные:

1)                 «Удивительная страна Пионерия». Проводится викторина (Сколько граждан живет в Пионерии? Как называются ее жители? Что значит слово «пионер»? и т.д.).

2)                 «Историйск». Ведется разговор о том, когда была создана Всесоюзная пионерская организация, Белорусская республиканская пионерская организация, организация школы, о важнейших пионерских датах.

3)                 «Подвиги живут в веках». Дается задание – узнать из книг, рассказов близких, бабушек, дедушек, как пионеры помогали фронту во время Великой Отечественной войны, узнать подвиги пионеров-героев.

4)                 «Родная дружина». Октябрята знакомятся с председателем совета дружины; слушают рассказ членов совета дружины, совета друзей октябрят о том че живет дружина, сколько в ней пионерских отрядов, какими делами заняты пионеры и т.д.



 

Праздник пионерского галстука.

Подводит итог деятельности октябрятской группы. Проводится торжественный прием октябрят в пионеры.



 

Приложения

Инструктивное пояснение по группе младших школьников «октябрята».

Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» является  продолжателем традиций пионерской организации  Беларуси. Работа организации основана на принципах и традициях Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. За время деятельности организации разработаны программы и проекты с учетом исторического опыта существования при пионерских дружинах групп младших школьников – октябрят. В 70-х – начале 80-х годов для обеспечения расширения общения младших школьников, знакомства их и историей Родины, развития навыков практической деятельности шефскую работу вели представители пионерской организации и существовал институт вожатых октябрят.

Так, все помнят о существовании при пионерских дружинах Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина  объединения младших школьников – «октябрят».

Историческая справка: Первые младшие группы при  пионерских отрядах появились в 1923 году в Замоскворечье в Москве. В 1924 году этим группам было решено присвоить единое название – октябрята, поскольку в них принимались дети - ровесники Октябрьской революции 1917 г., возраст которых составлял на тот момент 7 лет. Название октябрята младшие группы школьников при пионерских дружинах носили до 1991 года.

13 сентября 1990 года на X слете пионеров правопреемником пионерской организации Беларуси было объявлено общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация». С этого момента началась история современной пионерской организации, как самостоятельной организации.

Согласно  Уставу ОО «БРПО» положение младших школьников в организации определено следующим образом:

«Членом Белорусской республиканской пионерской организации может быть любой гражданин  Республики Беларусь старше 7 лет независимо от отношения к религии, который признает Устав и выполняет его, принимая участие в деятельности пионерской организации.

Дети и подростки, с 7-16 лет, вступая в организацию только с письменного разрешения своих законных представителей».

До 1998 года единого названия категории членов БРПО, возраст от 7 до 10 лет, не было (в то время, работая по названной программе в различных школах группы назывались по-разному: «Каласочкі», «Верасочкі», «Скарынічы» и др., не было и единой символики объединения). ОО «БРПО» была разработана программа работы с детьми 7-10 лет, которая называлась «Наследники» и работа по которой ведется до сегодняшнего дня.

В связи с предстоящим празднованием 85-летия Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина в адрес Центрального Совета ОО «БРПО» поступали предложения о возвращении младшим школьникам исторически сложившегося на протяжении десятилетий названия – «октябрята». Данное предложение было вынесено на рассмотрение XVII Республиканского слета ОО «БРПО», который состоялся 1-3 декабря 2006 года и получило поддержку делегатов слета - руководящего органа ОО «БРПО», а также руководства нашей страны. Таким образом, Решением XVII Республиканского слета ОО «БРПО» было возвращено историческое название младшим членам ОО «БРПО» в возрасте от 7 до 10 лет – «октябрята».

Целями групп младших школьников «октябрят» является воспитание гражданственности, патриотизма через пробуждение интереса к своей семье, роду, истории своего края, традициям своей семьи и своего народа; формирование навыков здорового образа жизни; помощь ребенку в его стремлении стать более самостоятельным, вовлечение его в детскую общественную организацию; формирование интереса к пионерской организации и подготовки детей к вступлению в БРПО, предоставления детям возможности реализовать в коллективе значимые для данной возрастной группы потребности, широко общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять определённую общественную роль, получать признание и оценку своим действиям, приобретать новые впечатления, знания и умения для освоения окружающего мира.

Задачами воспитания в группе «октябрят» являются:

  1. Создание ярких, эмоциональных представлений о своей стране, окружающем мире;
  2. Развитие умения действовать  в коллективе, вместе с товарищами на пользу людям;
  3. Формирование гуманного отношения к окружающему миру, разбудить чувства сострадания, милосердия;
  4. Развитие индивидуальных интересов и способностей детей на  основе жизни октябрятским коллективом.

Основными принципами работы с «октябрятами» являются общественная направленность деятельности через воспитание в коллективе и через коллектив; разнообразие деятельности с целью развития различных интересов; развитие самостоятельности и активности с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей ребенка путем широкого применения разнообразных игр и включения игровых элементов в различные виды деятельности октябрят.

Организация деятельности. Группы младших школьников «октябрят» не являются самостоятельной организацией. Они создаются и действуют по решению Совета пионерской дружины при пионерских отрядах или дружинах.

Группы младших школьников «октябрят» создаются в конце первого класса. По решению Совета пионерской дружины их создание приурочивается к памятным событиям, связанным с историей, традициями, знаменательными датами страны,  области, школы и пионерской дружины (прием проводить лучше всего в октябре).

Формы деятельности групп младших школьников «октябрят» многообразны. Работа с «октябрятами» организуется преимущественно в игровой форме. Действуя по той или иной программе и собираясь вместе, «октябрята» играют, трудятся, поют, рисуют, лепят, читают, конструируют, путешествуют, соревнуются, планируют свою дальнейшую жизнь, оценивают сделанное. Всю повседневную жизнь «октябрят» важно пронизать игрой, используя широкий набор игр: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-загадок, викторин, а такие игровых форм организации различных видов деятельности.

Большую значимость в жизни «октябрят» играют поручения. Они помогают учесть индивидуальные особенности, желания детей, вовлечь каждого в общественно полезную работу, дают детям возможность реализовать желание быть уполномоченным коллектива. «Октябрята» и вожатые вместе решают, какие поручения на данном этапе нужны в группе.

Поручение-испытание. У «новичка» оно- первое. Собственно – это не испытание, а проба сил. Проходит обычно, в виде игры – путешествия по станциям, где «октябрята» выполняют различные задания. После этого «октябренку» может быть присвоен первый пионерский разряд «Октябренок

Символика: В символике групп младших школьников «октябрят» возможно сочетание единых и вариативных символов и атрибутов.

Единым для всех октябрят является нагрудный знак – октябрятский значок.

Октябрятский значок вручается в день приема в организацию детей от 7-10 лет и проводится одновременно с ритуалом присвоения звания «октябренок» в торжественной обстановке на сборе дружины, при которых они будут работать.

Вариативной может быть атрибутика октябрятской группы, которая создается самими детьми и их вожатыми. Это различные эмблемы, шевроны, головные уборы, которые отражают особенности содержания деятельности групп в данный момент, желанную для детей перспективу и взаимоотношения с тем или другим коллективом взрослых.



 

Легенда об октябренке.

В далекие-далекие таинственные времена жили такие же дети как вы – храбрые, отважные и любопытные. Они жили в чудесной стране среди зеленых лесов, синих озер и рек. Одно у них было плохо – они не могли покидать свой город, потому что дорог еще не было, только редкие тропинки, которые не уходили дальше знакомого леса. И никаких знаков, которые бы вели домой, не было…

Но однажды осенью, в октябре, когда звёзды на небе самые высокие, ночное синее небо прочертила падающая звезда. Она была совсем маленькая и упала прямо в город, на одну из площадей. Любопытные и храбрые жители с удивлением рассматривали звездочку, которая сияла теплым ярким золотистым светом. Этот свет освещал весь город и ярким лучом бил в ночное небо. Прошло много времени, жители привыкли к ночному звездному свету, а звезда за это время ни чуточки не погасла.

И тогда храбрые и любопытные дети города решили отправиться в путешествие в невиданные земли. Они разбились на несколько отрядов, и пошли каждый в свою сторону света. Каждый вечер они оглядывались назад и видели над верхушками деревьев луч звездочки, которая светилась также ярко, как раньше. Их путешествия длилось много дней. Они встречали на пути опасные испытания, тайны, загадки, приключения и, конечно, новых друзей. В пути они учились узнавать мир вокруг себя через свои собственные дела. А возвращались они в свой город на свет звезды, и тогда рассказывали другим детям интересные истории о далеких странах, и новые отряды маленьких храбрецов отправлялись в чудесные экспедиции.

Много лет спустя звезда начала гаснуть. Погасшая звезда стала символом начала всех дорог, которые к тому времени проложили жители города вовсе страны мира, а храбрых отважных детей – октябрятами.

Октябренок – это маленький смелый первооткрыватель. Он готов идти по новым дорогам и узнавать много нового, справляться с трудностями, участвовать в приключениях. Его жизнь полна интересный встреч, добрых дел и открытий!..



 

Правила октябрят

Мы веселые ребята, 
Мы ребята октябрята. 
Мы активные ребята, 
Потому что октябрята!

Все привыкли мы к порядку 
Утром делаем зарядку 
И хотим всегда«10» 
На уроках получать.

Мы прилежные ребята, 
Мы ребята октябрята 
Только тех, кто любит труд 
Октябрятами зовут

Мы правдивые ребята 
Старших всех мы уважаем, 
Никогда, нигде, ни в чём 
Мы друзей не подведём!

Мы читаем и считаем, 
На луну слетать мечтаем. 
Будем крепко мы дружить 
И стране родной служить.

Мы весёлые ребята, 
Мы ребята октябрята 
Наши песни, танцы, смех
Делим поровну на всех!



 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.