Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
1. Прямо или косвенно намекать о своем намерении: «Лучше бы мне умереть». «Я больше не буду ни для кого проблемой». «Тебе больше не придется обо мне волноваться». «Скоро все проблемы будут решены». «Вы еще пожалеете, когда я умру!»
2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
- в еде – есть слишком мало или слишком много;
- во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать например неряшливым;
- в школьнх привычках – пропускать занятия, не выполнять д.з., избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Ситуационые признаки:
Человек может решиться на самоубийство если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству впоследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родитлей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Характерные черты суицидальных личностей
Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве (суицидальная идеация)
Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном.
Может присутствовать сильная зависимость от наркотиков или алкоголя.
Чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки.
Ощущение безнадежности и беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством.
Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве.
Они считают, что лучше не станет "никогда". Их речь (и мысли) полна обобщений и фатальна: "жизнь ужасна", "всем все равно".
Они обладают туннельным видением, т.е. неспособностью увидеть то положительное, что могло бы быть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации.
Они амбивалентны - хотят умереть, и в то же время, некоторым образом, хотят жить. Укрепление желания жить - цель суицидальной интервенции.
Что делать?
Самой основной составляющей предотвращения суицида ребенка в семье – это любовь к нему и способность принять своего ребенка таким, какой он есть, без навязывания своих желаний и ярлыков. Покажите, что вы его любите. Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того как веду себя, если не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно.
Разговаривайте с ребенком, интересуйтесь как прошел его день, в не зависимости от возраста. Ребенку необходимо чувствовать, что вам не безразлична его жизнь.
Старайтесь не оценивать и не сравнивать ребенка с другими детьми. Любое сравнение вызывает негативные эмоции, в следствие чего меняется его поведение. Ребенок может попросту начать доказывать вам обратное и стремиться заслужить вашу любовь и уважение.
Не пренебрегайте мыслями ребенка. Подростку иногда трудно сказать напрямую, что его беспокоит. Будьте внимательны к речи ребенка.
Поменьше употребляйте слово «Должен». Часто звучащие это слово определенным образом влияет на личностное развитие ребенка, что вызывает определенные стереотипы и предубеждения. Пока вы родители несовершеннолетних детей, они вам ничего не должны. Отдадут они, когда станут взрослыми. Нужно помнить, что они дети, а вы – взрослые. Здесь велика разница, чтобы быть должным!
|
Если вы слышите |
Обязательно |
Никогда |
1. |
"Ненавижу учебу, класс…" |
"Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?" |
"Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй" |
2. |
"Все кажется таким безнадежным…" |
"Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь" |
"Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе" |
3. |
"Всем было бы лучше без меня!" |
"Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит" |
"Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом" |
4. |
"Вы не понимаете меня!" |
"Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать" |
"Кто же может понять молодежь в наши дни." |
5. |
"Я совершил ужасный поступок…" |
"Давай сядем поговорим об этом" |
"Что посеешь, то и пожнешь!" |
6. |
"А если у меня не получиться?" |
"Если не получиться, мы подумаем, как это сделать по-другому" |
"Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!" |